5.24

Содержание 5-ой Главы

"Аспирантская развилка:

Этюд в багровых столбиках"




 

"Умный отличается от глупого не тем, что не совершает ошибок,

а тем,  что делает их, только сперва хорошо всё обдумав"


(Народная мудрость)


В русских народных сказках нередко встречается упоминание о развилке дорог и соответствующем "дорожном указателе": "… Вдруг встречает он три дороженьки. А на крестах той дорожки лежал огромный камень. И на том камне были три надписи: "Кто поедет вправо – тот будет убит, а кто влево поедет – тот будет богат, а кто прямо поедет – тот будет женат". Илья Муромец тут задумался …" ("Сказка-былина про Илью Муромца" Габбе Т.Г.).


Первый год аспирантуры – это именно та развилка, где юные дарования должны задуматься и сделать для себя правильный выбор. Речь идёт, конечно, только о тех товарищах, кто решил заниматься в аспирантуре тем, для чего она изначально была предназначена – научными исследованиями. К заглянувшим в аспирантуру "чисто потусоваться", или продлить свою бестолковую студенческую юность, это не относится.


Поскольку я пытаюсь, время от времени, информационно "подкармливать" аспирантов-технарей, у меня сформировалась следующая схема трёх основных типов первого года обучения в аспирантуре.





Модель 1 – "оптимальная". Тема диссертации фактически определена. Аспирант мотивирован, имеет "задел" в виде публикаций (патентов, свидетельств), и "железно" планирует защищаться. Научный руководитель – "хороший"*). Имеется научный коллектив, выполняющий НИОКР, который, если что – поможет, поддержит и ободрит.


*) Хороший руководитель – это не тот, кто помогает аспиранту закончить диссертацию, а тот, кто помогает её начать.



Модель 2 – "нейтральная". Направление исследований более или менее определено. Аспирант, в принципе, не особо возражает против написания своей диссертации. Научный руководитель – из категории "бывает и лучше". НИОКР на кафедре – явление нерегулярное или редкое.


Модель 3 – "потенциальная яма". Темы диссертации нет, и в ближайшем будущем не предвидится. Знаний и кругозора – минимум миниморум. Научный руководитель – "мама не горюй", у которого ещё никто никогда не защищался, или защитился последний раз лет 20 назад. Что такое НИОКР или хоздоговор на кафедре слыхом не слыхивали.


В первом случае информационная поддержка аспиранта сродни лишь небольшому "толчку", после которого "аспирант-шар" "покатится" и наверняка докатится до благополучной защиты своей диссертации через три года. Во втором – придётся "подтолкнуть" посильнее, и то, не факт, что аспирант "укатится" далеко. А в третьем случае, как аспиранта информационно не "корми" – толку всё равно не будет.


Предлагаемый материал предназначен, скорее, для аспирантов второй категории. Ибо первым помогать особо не нужно – они сами с усами, а последним – бессмысленно, всё равно они примерно через годик "вылетят" из аспирантуры с какой-нибудь смешной формулировкой, например, "как не приступившие к работе над диссертацией".


На уже упомянутом собрании аспирантов-первогодков в ТУСУРе проректор по научной работе рассказал байку об одном аспиранте, который полгода самостоятельно корпел над, как ему казалось, "убойной" научной "штукой", и потом с гордостью представил её научному руководителю. Глянув этот материал, научный руководитель тяжело вздохнул, и посоветовал перелистать пособие для 4-го курса, в котором всё это наиподробнейшим образом описывалось. Старая, как мир, мораль: "Если ты придумал что-то новое, значит, что ты что-то не дочитал".


Господа аспиранты! Вам предлагается сверить свой "научный хронометр" с мировым временем.


Как всегда, за основу взята электронная библиотека IEEEXplore, соответствующая в максимальной степени запросам и чаяниям тусуровской научной молодёжи. По 206 научно-техническим направлениям (или ключевым словосочетаниям) в рамках 12 больших тем, были построены распределения числа публикаций в библиотеке IEEEXplore с 1962 по 2012 гг. – то есть за те славные 50 лет, которые существует на белом свете наш любимый университет. Это касается журнальных статей, а также публикаций на конференциях, симпозиумах, коллоквиумах, научных школах и т.д. и т.п.


Зачем всё это было сделано? Как в таких случаях отвечает моя супруга: "Ну, вас не спросили!" А если серьёзно, то данные материалы – это часть некоторого анализа основных приоритетных направлений развития ТУСУРа.


В чем же смысл всех этих многочисленных картинок в багровых тонах для юного аспиранта-технаря? Первым делом нужно найти подходящую для своего диссера тематику, и посмотреть, сколько же публикаций "наваяли" в этой области забугорные товарищи. Я не исключаю, что просмотр данных "Весёлых картинок" (был такой детский журнал в советские времена), может как обрадовать, так и огорчить вас до невозможности.



Начнём с плохого


Научный руководитель подсунул вам тему диссертации, в которой вы "ни в зуб ногой" – бывает и так. Вы засучили рукава, приступили к работе, временами смахиваете пот со лба, и вдруг выясняется, что по этой теме нет никаких публикаций (см. Пример 7). О-па, думаю, ага! С одной стороны, это неплохо. Шансы на получение Нобелевской премии резко возрастают. Но, при этом, вероятность защиты диссертации падает до нуля. Не поймите меня так, что я призываю вас не раскапывать научную целину. Копайте, ради Бога! Но только если вас интересует сам процесс, а не результат – защита диссертации через три года.


При этом мизерное или ничтожное число публикаций по какой-то тематике можно объяснить следующими причинами:

– данная тематика является закрытой от широкой общественности по каким-то причинам, поскольку государственную тайну ещё никто не отменял; в этом случае защита будет в закрытом диссертационном совете, а вы сами – секретным физиком;

– данная тематика никого в мире, кроме вас, уже не интересует, поскольку давным-давно устарела или потеряла актуальность; и если ваш седовласый научный руководитель убеждает вас в обратном, то это не тот случай, когда стоит слушаться старших; скорее всего, он просто "не в теме" или мыслит категориями 40-летней давности.


В принципе, поведение распределений числа публикаций IEEEXplore укладывается в несколько наиболее характерных зависимостей: "горб" (Пример 1, 2), "флуктуации" (Пример 3), "спад" (Пример 4), "рост" (Пример 5, 6) и "тушите свет" (Пример 7).


Из приведённых примеров 1 и 2 следует, что век "кабельного телевидения", по-видимому, отходит навсегда. Поэтому хорошенько задумайтесь, если тема вашей диссертации связана с этим направлением.


Пример 3 – "телевизионные системы" лично мне не совсем понятен. Почему-то десятилетние провалы чередуются с таким же ростом в числе журнальных статей. Чем это вызвано? А чёрт бы его знал.


Спад в числе публикаций (Пример 4) не очень характерен из-за относительно малого общего числа, но я бы поостерёгся связываться в диссертационной работе с этим направлением.


А вот у тех аспирантов, кто занимается обработкой радиолокационных сигналов (Пример 5) или твёрдотельными компонентами и схемами (Пример 6), и не планирует валять в аспирантуре дурака, на мой взгляд, неплохие шансы на защиту. И дело ведь не только в росте числа публикаций, но и в их количестве. "Рост" при 10 статьях в год – это, конечно же, фигня. А вот увеличение числа публикаций за десять лет с 800 до 2000 – это совсем другой коленкор! Значит, там "что-то" есть, раз вокруг этого суетится такая масса научного народа. То есть и вам обязательно что-нибудь "обломится" с этого интеллектуального стола.
 


Пример 1. "Горб"

Пример 2. "Горб"

Пример 3. "Флуктуации"

Пример 4. "Спад"

Пример 5. "Рост"

Пример 6. "Рост"

Пример 7. "Тушите свет"



Итак, завершаем


Вся информация со ссылками сведена в Таблицу.


Смотрим, анализируем, морщим лоб, корректируем тему диссертации, ругаемся вусмерть с научным руководителем, радуемся, пишем диссер – в общем, что ваша душа пожелает! Успехов!


Таблица

Распределение числа публикаций в библиотеке IEEEXplore с 1962 по 2012 гг.

№ п/п

Тема

Число
НТН *)

Журналы

Конференции

1

Защита информации

33

ссылка

ссылка

2

Интеллектуальная силовая электроника

11

ссылка

ссылка

3

Микроэлектроника

22

ссылка

ссылка

4

Нанофотоника

16

ссылка

ссылка

5

Наноэлектроника

20

ссылка

ссылка

6

Оптоэлектроника

10

ссылка

ссылка

7

Приемо-передающая техника

20

ссылка

ссылка

8

Радиолокация

39

ссылка

ссылка

9

Радиометрия

14

ссылка

ссылка

10

Телевизионные системы

13

ссылка

ссылка

11

Телекоммуникации

7

ссылка

ссылка

12

Физика плазмы

1

ссылка

ссылка





© 2012. В.И. Карнышев


В заставке использован фрагмент рисунка Н. Рокуэлла
(Norman Rockwell, "Boy on a High Dive", 1947)



 ОГЛАВЛЕНИЕ                     Следующий раздел


"Аспирантура: непутёвые заметки язвительного пессимиста"
© Патинформбюро, , 2014

Яндекс.Метрика